Правила

Ниже представлены развёрнутые правила по каждому направлению наших услуг, где с примерами описаны все специфические особенности нашей работы.

Работа с диктором

Как писать комментарии диктору

Пишите пожелания до начала предложения.

Например: (Позитивно в быстром темпе) Только сегодня — акция! Запиши двух дикторов и третьего получи бесплатно.

Можно писать комментарии в середине предложения, если идёт смена задачи или нужно обозначить паузы.

Например: (Медленно почти шепотом) Мы долго к этому готовились… (пауза), (ярко и позитивно) и сегодня наконец приготовились!

Если писать комментарии после предложения или слов, то диктор запутается и не поймет к каким словам или предложениями относятся пожелания.

Казнить нельзя помиловать — читать нельзя исправлять

2-3 раза в день мы получаем тексты без знаков препинания. Неверно расставленные знаки тоже не редкость. Работать с такими заданиями порой невозможно. Логика и смысл зависят от грамотно поставленной задачи.

Как объяснить задачу

Пришлите диктору пример или укажите фрагмент из его демо записи, где понравилось, как он звучит. Пишите без пространных пожеланий вроде — говорит голосом голодного холодильника.

Планируйте запись заранее, чтобы было время на перезапись в случае замечаний или новых пожеланий.

Голос диктора — это не готовый продукт, который можно купить, как хлеб в магазине. Творческий процесс поиска нужного результата иногда требует больше времени, чем было запланировано. Учитывайте это при формировании бюджета на эту часть работы.

Не просите тигра петь соловьём

Внимательно вслушайтесь и выберите Диктора. Принимайте диктора таким, какой он есть. Опирайтесь только на демозапись голоса. Если диктор читает низко и размеренно в примере, это не значит, что он может сохранить тот же тембр в тексте, который нужно озвучить очень динамично и ярко.

Слушайте демо записи до конца. Выбирайте стиль, который подходит. Советуйтесь с менеджерами студии.

Сколько влезет текста в заданный хронометраж?

Наша студия считает/верует, что человеческая речь измерению не поддаётся. А художественная и профессиональная речь Дикторов, со всеми её смысловыми паузами, вдохами, запятыми и ритмом, измерению не поддаётся тем более.

Посему мы, исключительно из миролюбивых побуждений, оставляет за собой право последнего слова во всех спорных моментах, касающихся хронометража.

Ударения и произношение

Ни студия, ни диктор не знают, как правильно произносить название вашей фирмы. Очевидные вещи имеют неожиданные нюансы. Например, компания называется -“Виденс”. Здесь четыре варианта: ВИденс. ВидЭнс. ВИдЕнс. ВИдЭнс. Ударение может падать на первый или второй слог, а буква Е может читаться как Э.

И ещё пример. Все мы знаем корейского производителя Нyundai. Каждый дилер присылает нам свой вариант прочтения: ХюндАй, ХЮндай, ХЁндай, ХёндАй и, как оно ближе звучит на родном языке — ХЁндэ.

Иногда даже САша может оказаться СашА, потому что он француз!

Всегда указывайте верное ударение

Ударения в именах собственных указывайте заглавной буквой. Если ударение падает не первую букву делайте её жирным шрифтом или пишите комментарии в скобках.

Иностранные слова прописывайте русскими буквами и указывайте ударения. Если необходимо приложите пример правильного произношения.

Расшифровывайте сокращения и аббревиатуры. Не всегда понятно “пр.” — это “проспект” или “проезд”. Кто-то хочет фЭ эС бЭ, а кто-то эФ эС бЭ. Написали «ТК», а нужно было «Торговый комплекс».

Бывают профессиональные термины, которые употребляются в разрез правил русского языка. Когда дОбыча, а не добЫча. Или если улицу в вашем городе знают как укрАинскую, а не как верно украИнскую. Если нужно сохранить такие ударения говорите заранее.

Слова, которые могут иметь двойное ударение обсуждаем сразу. Одни любят “мАркетинг”, другие “маркЕтинг”. Оба ударения правильные, но времени на споры нет.

Путаница с цифрами — старые грабли. Не всегда можно понять, как читать “21 февраля” — двадцать первое или двадцать первого? То же и с цифрами телефона, которые иногда пишут без пробелов. Требуется прочитать — два ноля или ноль ноль.

В скобках пишите верное прочтение, при этом разделяйте слова запятыми или знаком тире. Например: +79161234567 (плюс семь — девятьсот шестнадцать — сто двадцать три — сорок пять — шестьдесят семь).

Диктор-улитка, или почему так долго?

Оперативные дикторы тоже работают по расписанию. Кто-то доступен целый день, кто-то — с утра до обеда, кто-то — с обеда до вечера, кто то забегает в студию только на 30 минут. Некоторых нужно ждать неделю!

Армия дикторов, с которыми мы сотрудничаем не сидит у нас с утра до вечера.

Дикторы и актёры — творческие люди. Они работают в театре, на радио, бегают по студиям. Иногда гастролируют или просто болеют.

И если вы указали неверное ударение или дали неверный телефон, помните, что диктора придётся ждать. Он не сможет отменить эфир, прервать спектакль и помчаться с другого конца города в любую погоду только потому, что у вас горят сроки.

Такова специфика работы. Теперь вы знаете механизм.

Голос капризен

Десятки тысяч восемьсот пятьсот миллион двести факторов влияют на нежные, трепещущие связки Диктора (влажность воздуха, ангина, плохой сон, нервы, обет молчания и др.)

Даже здоровый диктор может звучать сегодня, не так, как вчера. То, что удалось сегодня, не всегда легко повторить завтра.

Поэтому, если придётся переписывать диктора, иногда могут возникать ситуации с разным звучанием голоса.

Пожалуйста, перепроверьте ваш текст. Это проще. Это легче, чем вызывать потом несчастного Диктора в дождливое, промозглое воскресенье, доплачивать ему/нам/всем, и всё только потому, что вы неправильно указали номер телефона в ролике.

Перестрахуйтесь, и вам не придётся изумляться, почему Диктор хрипит в том месте, где вы попросили исправить одну цифру/букву.

Хронометраж

Точный хронометраж

7 из 10 текстов приходят в студию с неверным хронометражем. Ожидаем запись на 20 секунд, а получаем 32 секунды. Время звучания не определить на глаз.

Есть простое правило: 2 слова = 1 секунда. Но есть исключения.

1. Стиль чтения

Если задан стиль “спокойный и размеренный”, то формула 2 слова = 1 секунда не работает — хронометраж увеличится. Если задать высокий темп, то хронометраж уменьшается.

2. Акценты и паузы

Когда диктора просят сделать акценты на некоторых словах, то необходимы микропаузы, растягивание слов и другие приёмы. Это увеличивает хронометраж.

Смысловые паузы, заданные сценарием или заказчиком, или паузы логические (запятые, точки, восклицательные знаки, многоточия) тоже увеличивают время звучания.

3. Длина слов и короткие предложения

В текстах, где встречаются технические термины, слова бывают длинными, что делает время их звучания более продолжительным.

Если в тексте много коротких фраз и предложений — это тоже увеличивает хронометраж. На это влияют смысловые паузы, которые необходимы, чтобы предложения звучали раздельно.

4. Цифры превращаются в слова

Каждая цифра — это слово. На вид текст может казаться маленьким, но два номера телефона в конце легко превращают его в большой.

5. Звуковые эффекты

Если в ролике есть звуковые эффекты, которые вносят акценты и настроение, добавляйте время на их звучание.

Две ноты, звук скрипучей двери или визг шин машины потребуют ровно столько времени, сколько нужно на эти звуки.

Как определить точный хронометраж аудиоролика?

Есть правило, которое будет верным только для записи диктора. Без учёта пауз для шумовых эффектов и музыкальных акцентов.

Это контрольная читка текста выбранным диктором. Платный тест перед записью.

Я проверял, всё помещается…

Часто мы слышим нечто подобное: “Я сам прочитал под секундомер и у меня ещё две лишних секунды осталось”. На практике это ни разу не подтвердилось.

И вот в чём соль:

1. При чтении про себя (не произнося слова вслух) мы способны прочитать текст значительно быстрее, чем если бы использовали голос для дублирования прочитанного. Это объясняется свойством работы мозга, который определяет слова по началу и окончанию. Вот достойный пример:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвнао ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Взрослый человек не читает все буквы в слове — только первую и последнюю, — а воспринимает «силуэт» слова целиком.

2. Когда текст под секундомер читает непрофессиональный диктор, то такая речь часто невыразительна и скомкана. Окончания слов, чаще всего, “проглатываются”, темп речи сбивчивый. При таком стиле чтения можно уложить текст в заданный хронометраж, однако, в эфире это можно обозначить лишь одним словом — “брак”.

Речь должна быть не просто быстрой, но и выразительной. Иначе слушать такую запись никто не захочет.

Дикторы, творящие чудеса

Прочитать текст быстро и выразительно умеют единицы. Для этого нужны идеальная дикция и высокое мастерство управления голосом.

Но сам по себе такой стиль не всегда подойдет к задаче. Торопливость подсознательно связывается с неуверенностью. А производители всегда хотят выглядеть солидно в лице покупателей.

Что делать?

Просчитать всё заранее не получиться. Возможные правки придётся оплачивать отдельно. Планируйте хронометраж и бюджет с запасом.

Внесение правок

Правки в рамках задания — бесплатные

Сила в комментариях. Мы следуем вашим пожеланиям. И если, что-то упустили — исправим бесплатно.

А если захотелось всё поменять

Получится новое задание. Мы рассчитаем стоимость. Части, которые переделывать не нужно будут учтены.

Как изменить или дополнить готовый ролик

Пришлите ролик в который нужно внести изменения. Опишите, что добавить или убрать. Задание должно быть подробным, как при изготовлении нового ролика.

Этапы работы и точка невозврата

Представьте, что мы разрабатываем радиоролик. Готовим сценарий, записываем диктора, подбираем музыку, сводим всё в готовый файл. Это этапы работы.

После утверждения каждого этапа наступает точка невозврата для бесплатных правок. Каждый этап — отдельная работа. Над роликом работает целая команда. Сценарист и маркетолог пишут текст, звукорежиссёр работает с диктором на записи, а после переключается на подбор музыки и сведение ролика в единое целое. Менеджер координирует проект.

И если ролик готов, а в тексте нужно изменить пару слов, то одним кликом мышки правки не внести. Менеджер должен вызвать диктора на перезапись, звукорежиссёр найти проект и запись диктора в тон прошлой озвучки или переписать его полностью, затем снова произвести монтаж. Иногда внесение правок занимает столько же времени, сколько и создание нового ролика.
Затраченное время влияет на стоимость работ.

Авторские права на измененный ролик

По закону аудиоролик — это произведение (объект авторских прав). На каждый ролик студия передаёт заказчику право на использование. Если в ролике, что-то меняется, то это считается новым результатом интеллектуальной деятельности. Поэтому оформляются новые документы.

Лицензионный договор или договор об отчуждении авторских прав производится только в письменной форме. Несоблюдение этой нормы делает передачу прав недействительной (согласно ст.1234 и 1235 гражданского кодекса Российской Федерации).

Студия передаёт права на ролики по договору, заданию и акту выполненных работ.

Работа над роликами

Над одним роликом работает целая команда

Работа над роликом похожа на постройку дома. У строителей есть план: сколько будет комнат и этажей, какой будет фундамент и крыша, где вести воду и электричество.

У звукорежиссёра или видеодизайнера тоже должен быть такой план. Представьте, что рабочие почесали затылок и стали на ходу придумывать, как строить дом. Что получится?

Идея и сценарий — это проект будущего ролика. Когда его утвердили — работа сценаристов (проектировщиков) закончена. И если вдруг захотелось, чего-то другого, придётся всё делать заново. С новым бюджетом и потраченным временем.

Когда мы строим ролик, словно здание по утвержденному проекту, то выбираем материалы и утверждаем их с заказчиком. Слушаем голоса дикторов, предлагаем мелодии, рисуем эскизы и макеты, если создаём видеоролик. Проходим все этапы совместно.

И если в день сдачи ролика родилась новая идея, то готовьтесь воплощать её, как новую, а не переделывать старую.

Если это возможно — мы внесём изменения. Но каждая такая работа будет считаться дополнительной.

Создание музыкальной композиции

«Напишите музыку, которая нам понравится»

Глупо дарить диск Кадышевой фанату тяжелого рока. Композитор не приступит к работе, пока не узнает ваших предпочтений. Нельзя просто оплатить счёт и ждать результата — придётся поговорить.

Начав работу с пожеланиями в духе «сделайте такую драйвовую тему» — мы рискуем потратить время на бесконечные переделки. А ведь хочется быстрее получить результат и отправить его в работу.

Ожидания сложно описать словами. Покажите примеры музыки, которая нравится. Это может быть песня известного исполнителя, рекламный ролик, короткий джингл или телевизионная заставка.

На результат влияет: стиль, мелодия, аранжировка, темп, инструменты. Всё это нам придётся выяснить.

«Нажимает несколько кнопок и компьютер выдаёт классную мелодию»

Почему работа композитора стоит дорого? Потому, что всё выглядит примерно так:

1. Сначала музыкант учится владеть инструментом. Минимум — нужно закончить музыкальную школу. Максимум — ещё и музучилище с консерваторией. Даже самоучки не могут научиться хорошо играть, не тратя на это часть своей жизни.

2. Не каждый музыкант имеет талант писать музыку. Это дар, который не переоценить.

3. Сочинить мелодию под простой аккомпанемент полдела. Аранжировка способна полностью преобразить произведение. Даже известные исполнители, которые сами пишут песни, часто обращаются к сторонним аранжировщикам. Считайте это дополнительным даром к таланту писать музыку.

4. Чтобы записать музыку нужно оборудование: инструменты, пульт, процессоры обработки звука, студийные колонки, наушники, компьютер, программы и специальное помещение для записи и мастеринга.

Работа с оборудованием делится на несколько этапов:

а. Необходим бюджет для покупки всех компонентов (только один хороший микрофон может стоить 2.5 тысячи долларов)

б. Нужно заказать, дождаться доставки (некоторое оборудование приходиться ждать по несколько месяцев), подключить и всё настроить (всегда что-то может пойти не так)

в. Научиться работать с оборудованием, овладеть всеми тонкостями ПО

г. Научиться работать со звуком и постоянно повышать свою квалификацию

д. Когда оборудование изнашивается или появляются новейшие модели — нужно обновлять парк или ремонтировать, то что есть; обновлять лицензии для программ или покупать новые

Создать музыку и передать авторские права — два разных действия

На стоимость готовой музыки влияет не только работа композитора, но и условия передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Права передаются на условиях лицензии или отчуждения. Подробные условия оговариваются в договоре со студией. Работа композитора и передача прав по закону прописываются отдельными суммами.

Документальное сопровождение можно отнести к отдельным затратам на производство музыки.

О чём не говорят композиторы-фрилансеры

Если не заключать договор, а деньги за работу переводить на карточку исполнителя или оплачивать наличными, то не будет никаких доказательств, что заказчик имеет право на полученную композицию. Штраф за нарушение авторских прав от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

По российским законам вес имеет только письменное разрешение правообладателя. При оплате работы физическому лицу необходимо уплатить все налоги и подать отчётность в налоговую инспекцию.

Как задать вопрос или сделать заказ на музыкальную композицию?

Напишите нам. Или закажите обратный звонок.

График работы студии

На заявки и вопросы отвечаем в рабочее время. Но можем ответить и в выходной.

Студия работает с 10 до 18 часов по московскому времени в будние дни.

Для срочных вопросов оставляйте заявку на обратный звонок.
В нерабочее время пишите на почту

Если в рабочее время вам не ответили в течение часа, мы дадим скидку на заказ.

Формат и технические характеристики

Кто знает о нужном формате ролика

Запросите формат и детальные технические требования там, где размещаете ролик. У каждого вещателя могут быть свои параметры. На это влияет оборудование и ПО, которым пользуется прокатчик.

Если хотите запускать ролик сами — сообщите поддерживаемые форматы оборудования. Информация о форматах содержится в инструкции к оборудованию.

Разные прокатчики, разные требования

Универсального формата нет. Если сделать ролик по требованиям одного вещателя, то для размещения у другого, может потребоваться адаптация под новый формат. Иногда это не сложно. Но чаще ролик приходиться переделывать. И эта работа оплачивается отдельно.

Как сэкономить на разных форматах роликов

Если знаете, что будете размещаться в нескольких местах, то готовьте нужные форматы сразу. Когда звукорежиссёр или видеодизайнер делает ролики одним циклом, то сокращает время на производство. Это дешевле, чем переделывать отдельный ролик.

Знаем, общепринятые форматы и стандартные требования для большинства вещателей, но не гарантируем, что ваш прокатчик не имеет собственных требований.

Для размещения ролика в Интернете проконсультируем сами.

Понимаем, что технические характеристики ролика непонятная информация и большинство заказчиков не сталкивались с этим. Поэтому уточните характеристики там, где размещаете ролик и передайте нам.

Тестируйте ролики заранее, чтобы выявить и устранить ошибки вовремя.

Перевод на иностранный язык

Студия не переводит тексты на другие языки

Дикторы вправе отказаться от работы с текстом на иностранном языке, если в тексте есть ошибки.

Если диктор редактирует текст по просьбе заказчика, то заказчик сам определяет правильность такой коррекции.

Принимая в работу текст на иностранном языке по принципу «как есть», в случае обнаружения ошибок в тексте перезапись диктора будет платной.

Бесплатные правки, только в случае, если ошибки допустил диктор.

Перезапись диктора по расписанию в следующий визит.

Авторские права на музыку и паспорт ролика

Музыка и права на интеллектуальную собственность

Любая музыка – это имущество. Есть автор, исполнитель и правообладатель. Иногда это одно лицо, иногда разные. И это их собственность. Использовать музыку без разрешения всё равно, что украсть чужую вещь.

В России за нарушение авторских прав предусмотрена административная и уголовная ответственность. Штрафы от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Прецедентов хватает.

Есть музыка, которая является общественным достоянием. Её может свободно использовать любой человек. Как правило – это случается по прошествии 70 лет со дня смерти автора (согласно Бернской конвенции). Но есть подводные камни:

— каждое государство защищает авторские права по своим законам

— в любой момент правила охраны прав могут пересмотреть

— если вы не сами записали такую музыку, нужно брать разрешение у исполнителя (например, вы берёте музыку Моцарта в записи оркестра, на исполнение которого ещё не истёк срок охраны авторских прав)

Бесплатная музыка – Royalti Free Music

В России использовать музыку без письменного разрешения правообладателя нельзя. Даже если вам её подарили нужен подтверждающий документ. Авторы и исполнители не подадут на вас в суд, но проверка правоохранительных органов выявит нарушение закона.

Лицензионные соглашения и правила на сайтах, где размещается «свободная музыка», вряд ли будут приняты судом в качестве доказательства. Возможно, в будущем эта ситуация изменится к лучшему, но сейчас важны бумажные документы.

Как студия передаёт права на музыку в роликах

Исключительные права мы передаём только на музыку, которую пишем по заявке клиента. Условия передачи прав прописываются в договоре. Клиент становится правообладателем композиции и может использовать её без ограничений.

Права на музыку в большей части рекламных и информационных роликах передаются по сублицензии. Наша студия покупает лицензию у правообладателей, которые разрешают нам передавать права на композиции в составе готовых роликов конечным клиентам. Условия оговариваются в договоре.

Студия имеет и свою базу готовой музыки, права на которую передаются на условиях неисключительной лицензии. Такую музыку можно использовать как в составе готовых роликов, так и самостоятельно (например, для оформления торговых залов).

Авторская справка по требованию телеканала или радиостанции

По заявке клиента мы даём авторскую справку при наличии подробных реквизитов канала вещания, который запрашивает документ